Экспертное мнение Заики Галины Дмитриевны – члена комиссии по общественному контролю и реализации избирательных прав Общественной палаты Курской области на тезисы доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг»
«Выборы Президента Российской Федерации 15-17 марта 2024г.: итоги общественного наблюдения»

На площадке Общественной палаты Курской области члены Общественной палаты, члены Общественного штаба по наблюдению за выборами, эксперты, представители НКО, юристы активно обсуждают предварительные тезисы итогового доклада Ассоциации НОМ «Выборы Президента Российской Федерации 15-17 марта 2024 года: итоги общественного наблюдения».

В документе представлены основные выводы по итогам мониторинга избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации, а также рекомендации субъектов общественного контроля по дальнейшему совершенствованию наблюдения на будущее.

В докладе подчеркивается, что итоги выборов Президента отражают политическую волю российских избирателей. В голосовании приняло участие 87 397 569 (77,49%) избирателей – самый высокий показатель явки на общефедеральных выборах в истории современной России. 

Высокая явка избирателей, открытость всех избирательных процедур, отсутствие нарушений избирательного законодательства в ходе подготовки и проведения выборов однозначно свидетельствуют о легитимности их результатов.

Выборы Президента Российской Федерации признаны состоявшимися и действительными. На должность главы государства избран Владимир Владимирович Путин, получивший колоссальную поддержку (87, 28%) голосов избирателей.

В докладе отмечается, что важную роль в обеспечении законности, открытости и соблюдении избирательных прав граждан сыграли институты гражданского общества, создавшие общероссийскую систему общественного наблюдения. Институт общественного наблюдения, действующий с 2017 года, успешно зарекомендовал себя и подтвердил со стороны общества, избирателей доверие общественным наблюдателям, как независимым неангажированным общественникам, способным предоставить реальную, объективную картину выборов и противостоять возможным провокациям и фейковой информации.

На выборах Президента Российской Федерации были созданы все условия для независимого общественного контроля за соблюдением избирательных прав граждан. Общественным контролем были охвачены все формы голосования.

За ходом голосования на выборах Президента Российской Федерации в целом по стране наблюдали 317 тысяч наблюдателей от политических партий, кандидатов, субъектов общественного контроля, 1115 международных наблюдателей и экспертов из 129 стран мира. И тот огромный опыт работы, который был накоплен общественными штабами, наблюдателями за последние 5-6 лет, повысил открытость, законность процедур, доверие избирателей к итогам голосования. 

На территории Курской области в ходе проведения выборов Президента Российской Федерации на 977 избирательных участках работали около 3 тысяч наблюдателей, 2 тысячи из которых – общественные наблюдатели.   Координацию деятельности общественных наблюдателей осуществлял региональный штаб общественного наблюдения. Общественный штаб в течение 3-х дней голосования постоянно поддерживал связь с наблюдателями.

У курян была возможность проголосовать на выборах непосредственно на избирательном участке, а также через ДЭГ. Сведения об участии избирателей в ДЭГ отражались в режиме реального времени на установленных в штабе мониторах. Также в режиме реального времени каждый желающий мог проследить за ходом голосования на 351 избирательном участке, оборудованных видеокамерами.

Все сообщения, возникающие проблемы, вопросы со стороны наблюдателей оперативно рассматривались. В штабе работала экспертная группа, которая могла дать юридическую оценку и рекомендации.

За три дня голосования на карту НОМ поступило около 10 тысяч сообщений наблюдателей. Все они носили информационный характер.     

Выборы Президента Российской Федерации в Курской области прошли на высоком организационном уровне в соответствии с избирательным законодательством. Нарушений, которые могли бы повлиять на ход голосования, его результаты, не установлено.  

Явка избирателей составила 75,25%, в том числе в ДЭГ проголосовали 104803 избирателя; 88,51 % избирателей проголосовали за В.В. Путина.

Среди рекомендаций по итогам мониторинга поддерживаем необходимость решения вопроса о введении на законодательном уровне правовой ответственности для физических и юридических лиц за публичные призывы к умышленной порче бюллетеней, а также воспрепятствование избирательному процессу и за осуществление подобных противоправных действий.

В ходе подготовки к выборам, в рамках взаимодействия субъектов общественного контроля с региональными избирательными комиссиями желательно предусмотреть в регламентах возможность направления представителей общественных палат для участия в заседаниях комиссий, а также участия электоральных экспертов в проверке документов кандидатов, представляемых в избирательные комиссии для выдвижения и регистрации.

Считаем важным направлением и поддерживаем рекомендации по синхронизации и совершенствованию технологических алгоритмов обновления баз данных МВД России и системы регистрации и учета избирателей, направленных на повышение качества составления списков избирателей. Имеют место несопоставление баз данных. При оформлении заявлений на участие в выборах с использованием системы «Мобильный избиратель» или ДЭГ ошибки в списках должны быть исключены.

Наша задача – обеспечить каждому избирателю возможность реализовать свое избирательное право, данное Конституцией Российской Федерации.  

Экспертное мнение Непочатых Наталии Викторовны – председателя комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально-ориентированных НКО Общественной палаты Курской области на тезисы доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг»
«Выборы Президента Российской Федерации 15-17 марта 2024г.: итоги общественного наблюдения»

Невероятный уровень поддержки нашего Президента от жителей всей страны – высокий процент, отдавших свой голос за Президента, и рекордная для современной России явка, в том числе и в Курской области, говорит не только о том, что выборы состоялись и они легитимны, но и о том, что наше гражданское общество становится более зрелым.

Значимость выбора и волеизъявления каждого гражданина Российской Федерации была подкреплена на этих Президентских выборах очень широкими возможностями использовать наиболее подходящий способ голосования. На территории Курской области были применены все возможные формы: досрочное голосование, голосование на придомовых территориях, уже знакомое и полюбившееся многим дистанционное электронное голосование. Для нашего приграничного региона это было и механизмом обеспечить безопасность курян при голосовании.

Зрелость гражданского общества, которая проявилась на этих выборах, заключается еще и в утвердившемся авторитете и экспертности уникального российского института гражданского общества – независимого общественного наблюдения.

Система многоуровневого контроля, охватывающего все формы голосования, позволяет дать объективную и непредвзятую оценку прошедшим выборам.

Впервые действующие на прошлых выборах Президента в 2018 г. общественные наблюдатели за прошедшие 5 лет стали единым общероссийским системным экспертным сообществом: все действующие участковые и террориальные избирательные комиссии были обеспечены квалифицированными подготовленными общественными наблюдателями и наблюдение осуществлялось по единым стандартам, наблюдение обеспечивалось и за дистанционным электронным голосованием к наблюдения подключились цифровые волонтеры.

Благодаря слаженной работе удалось дать объективную картину всем предвыборным процессам и самой процедуре голосования и не допустить массовых и агрессивных потоков фейковой информации. В эти выборы отмечается низкий процент сообщений о нарушениях и фейков. Активность «недоброжелателей» переключилась в цифровое пространство – избирательные ресурсы подверглись масштабнейшим кибер-атакам. Непростая ситуация была и в приграничных регионах – они подверглись прямым и регулярным обстрелам. Однако такая агрессия не помешала нашим гражданам реализовать одно из важнейших конституционных прав – права избирать. В том числе благодаря сплоченности и взаимодействию общества и власти.

Впереди, в сентябре этого года, наш регион ждет серьезная кампания – выборы Губернатора. И хотелось бы видеть дальнейшие развитие и включенность общественных наблюдателей в контроль за избирательным процессом и взаимодействию с субъектами избирательной системы на всех стадиях и на всех уровнях.

Экспертное мнение Дремовой Людмилы Алексеевны — заместителя    председателя   Общественной палаты Курской области на тезисы доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» «Выборы Президента Российской Федерации 15-17 марта 2024г.: итоги общественного наблюдения»

По итогам выборов Президента Российской Федерации 15-17 марта 2024 г. следует отметить достаточно высокую гражданскую волю населения всей России. Учитывая, что более 77 процентов от списочной численности избирателей страны приняло участие в голосовании, показан и самый высокий индекс явки на избирательные участки.

         Общественная палата Курской области осуществила подготовительный цикл мероприятий для проведения избирательной кампании Президента РФ в 2024 г. К ним относится:

— создание штаба общественного наблюдения;

— обучение преподавателей для подготовки общественных наблюдателей региона;

— проведение в период с декабря 2023 г. по февраль 2024 г. обучения с сформированным пулом общественных наблюдателей во всех муниципальных образованиях региона, в том числе и приграничных районах. В ходе обучения общественники знакомились с ключевыми методическими документами, в т.ч.  «Золотым стандартом по общественному наблюдению на избирательных участках», в котором прописаны критерии оценки избирательного процесса. Особое внимание обучающая группа акцентировала на тех возможностях, которые предоставляет порядок голосования вне места жительства – права проголосовать на любом избирательном участке при условии подачи соответствующего заявлении и ДЭГ, что, безусловно, позволило и общественным наблюдателям исполнить свой гражданский долг. Все участники обучения обеспечены методическими материалами для дальнейшей работы;

— заключение соглашений с региональными некоммерческими организациями;

—    члены ОНК Курской области посетили следственные изоляторы с целью проверки избирательных прав граждан на выборах Президента Российской Федерации и уделили особое внимание размещению информационных стендов с необходимыми наглядными материалами о предстоящих выборах, плакатов со списками кандидатов и наличию методических рекомендаций по организации голосования.  Кроме того, во время беседы граждане, обладающие избирательным правом, выражали намерение принять участие в предстоящих выборах. Для лиц, находящихся под домашним арестом, организовали выезд представителей УИК на дом. Таким же образом организовано голосование для лиц, содержащихся в спецприёмниках и изоляторах;

— открытие Центра общественной поддержки.

Непосредственно в период проведения избирательной кампании Уполномоченный по правам человека в Курской области Фирсов В.В. с которым тесно сотрудничает Общественная палата и ОНК региона, проверил организацию проведения избирательных прав в :

—  следственном изоляторе г. Курска,

— исправительном центре УФСИН по Курской области,

— ИВС УМВД Курчатовского района Курской области,

-спецприемнике для административно арестованных УМВД по г. Курску.

    Резюмируя изложенное, отметим, что значимую роль в обеспечении законности и соблюдении избирательных прав граждан осуществили Общественные палаты субъектов РФ, взяв на себя функцию проводников условий проведения выборов гражданами России. Полагаю, что данный институт общественного контроля будет развиваться и в дальнейшем.

Экспертное мнение Сердюковой Ольги Александровны – председателя комиссии по общественному контролю и реализации избирательных прав Общественной палаты Курской области
на тезисы доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» «Выборы Президента Российской Федерации 15-17 марта 2024г.: итоги общественного наблюдения»

27 марта на площадке Общественной палаты Российской Федерации, в рамках итогового совещания Координационного совета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием с региональными общественными штабами по наблюдению за выборами, состоялась презентация тезисов доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) «Выборы Президента Российской Федерации 15-17 марта 2024г.: итога общественного наблюдения».

15-17 марта 2024г. на выборах Президента Российской Федерации зафиксирован самый высокий показатель явки на общефедеральных выборах в истории современной России, что свидетельствует о легитимности их результата.

Как указано в тезисах доклада, выборы были организованы на должном уровне. Широкий спектр возможностей проголосовать, а именно: многодневное голосование, голосование по месту нахождения («Мобильный избиратель») – возможность досрочного голосования на судах, в труднодоступной и отдаленной местности, в новых и приграничных регионах, дистанционное электронное голосование позволили избирателям выбрать наиболее удобный способ голосования и учли голос каждого избирателя.

Особое внимание в докладе уделяется наиболее перспективным направлениям совершенствования системы организации выборов, общественного контроля и наблюдения.

Так, например, целесообразно обсудить вопрос о расширении круга лиц, имеющих право подачи заявления о голосовании по месту нахождения, в том числе для избирателей, которые в силу обстоятельств, возникших менее чем за пять дней до голосования, не могут принять участие в выборах по месту постоянного проживания.

Кроме того, как отметили авторы доклада, заслуживает внимание и дальнейшее распространение положительного опыта работы общественных штабов ряда регионов по проведению проверки состояния помещений для голосования членами общественных штабов по наблюдению за выборами на предмет доступности, а также материально-технической оснащенности. К данной работе необходимо привлекать представителей общественных объединений инвалидов, а также согласовывать сроки и порядок проверок с избирательными комиссиями.

Также актуальным в докладе видится предложение по дальнейшему совершенствованию новой формы участия в выборах – дистанционного электронного голосования. В связи с тем, что ДЭГ требует навыков в сфере информационно-коммуникационных технологий, предлагается обсудить возможность предоставления участникам ДЭГ, которые столкнулись с трудностями его применениями, возможность проголосовать на обычных избирательных участках, но только после проверочных мероприятий, для исключения двойного голосования. 

Таким образом, представленные в докладе положения позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на попытки дезорганизации выборов, избирательная кампания и сами выборы Президента Российской Федерации прошли на высоком уровне. Благодаря усилиям общественности, многоуровневому независимому контролю граждане получили объективную картину хода подготовки и проведения выборов. Сформулированные в докладе предложения по дальнейшему совершенствованию общественного контроля являются своевременными, актуальными и отвечают на запросы общества.

Поделитесь:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *