21 марта в Общественной палате Свердловской области прошел круглый стол «Пути совершенствования работы общественных советов при исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления Свердловской области».
Модераторами мероприятия выступили: член Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК ОП РФ, заместитель председателя Общественной палаты Свердловской области, выдающийся правозащитник и общественный деятель, инициатор постоянного развития системы общественного контроля всех уровней Владимир Винницкий и заместитель председателя Общественной палаты Курской области, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, один из инициаторов и авторов специального доклада Александр Терновцов
В числе спикеров и участников площадки – члены Общественной палаты региона, общественных советов при органах исполнительной власти и местного самоуправления и представители органов власти всех уровней.
Презентуя спецдоклад, Александр Терновцов отметил, что Общественная палата региона приняла самое активное участие в подготовке спецдоклада — самые разнообразные практики организации работы советов Свердловской области отразились в специальном докладе, более 80 упоминаний и ссылок.
Системная работа, выстроенная в регионе, может смело стать моделью для других субъектов.
Региональная общественная палата фактически является координатором деятельности субъектов общественного контроля в регионе.
В регионе действует 39 общественных советов при РОИВ, 14 координационных советов при исполнительных органах государственной власти Свердловской области и органах местного самоуправления.
В целях взаимодействия с общественными советами при исполнительных органах государственной власти и общественными палатами муниципальных образований в Общественной палате создана Комиссия по общественному контролю, взаимодействию с субъектами общественного контроля и 5 рабочих групп по взаимодействию с субъектами общественного контроля в Восточном, Западном, Горнозаводском, Северном и Южном управленческих округах Свердловской области.
Нормативно-правовая база проработана: Закон Свердловской области от 19.12. 2016 года n 151-оз «Об общественном контроле в Свердловской области» регламентирует общий порядок организации и формирования советов, причем порядок един для советов как при органах исполнительной власти, так и при законодательном органе власти. При этом в регионе одна из самых демократичных моделей формирования: 25% — избираются на конкурсной основе, 25% — назначаются руководителем соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации и 50% — назначаются региональной общественной палатой. — этот способ применяется при формировании общественных советов как при органах исполнительной власти, так и при законодательном органе власти.
Образцово выстроена методическая работа: разработаны методические рекомендации по осуществлению мероприятий общественного контроля. В числе специальных практик — Порядок принятия председателем общественного совета или Общественной палатой Свердловской области мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов у членов общественных советов и Методика определения рейтинговой оценки Общественной палатой Свердловской области эффективности работы общественных советов при исполнительном органе власти Свердловской области.
Александр Терновцов:
«Флагманом такой системной работы в регионе вступает лично Владимир Винницкий, опытнейший эксперт, высокопрофессиональный юрист, и поэтому, основываясь на качественной правовой платформе, в регионе не останавливаются на достигнутом, а ставят четкие задачи в дальнейшей работе по развитию системы общественных советов: на 2025/2026 запланировано проведение областных конкурсов среди советов, создание координационного совета председателей общественных советов при РОИВ, проведение гражданских форумов субъектов общественного контроля, как в управленческих округах региона, так и на межрегиональном, окружном уровне».
Участники единогласно отметили, что на федеральном уровне обозначенная цель по созданию модельного закона требует поддержки – его ценность в том, что являясь рамочным, каждый регион сможет довнести свои уточнения, с учетом региональных особенностей и возможностей.
От членов Общественной палаты и советов, как имеющих опыт оценки и введения рейтингов советов, были предложены следующие рекомендации к тиражированию для других регионов: качественные и количественные показатели, как совет взаимодействует с другими субъектами контроля, насколько он делится опытом и использует практики других советов.