Члены Палаты, представители экспертного и делового сообщества региона отметили следующее.
При совершенствовании налоговой системы закладывались принципы, давно предлагаемые институтами гражданского общества, которые работают на рост ВВП:
налоговые изменения способствуют формированию долгосрочной бюджетной устойчивости;
правительство нацеливает налоговую систему на стимулирование инвестиций: сохраняет текущие меры поддержки инвестиций и вводит новые; на собранные доходы будет строить в том числе инфраструктуру, необходимую инвесторам;
налоговые выплаты, которые получат семьи с невысокими доходами, создадут дополнительный спрос на внутреннем рынке;
создаются условия не только для роста экономики, но и для устойчивости этого роста.
Генеральный директор Ассоциации «Саморегулируемая организация «Союз дорожников и строителей Курской области», председатель комиссии по развитию экономики, цифровизации, ЖКХ и экологии Общественной палаты Курской области И.Н.Умеренкова:
Рассматривая вопрос вносимых в Налоговый кодекс изменений, поддерживаю мнение президента Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н.Шохина об уменьшении количества ставок и ограничения верхней планки на уровне 18%.
Альтернативная шкала НДФЛ, по его мнению, может выглядеть так:
• 13% — при доходах до 5 млн руб. в год;
• 15% — при доходах от 5 млн до 50 млн руб. в год;
• 18% — при доходах свыше 50 млн руб. в год.
Такая шкала ставок может являться разумным компромиссом для граждан, бизнеса и государства и обеспечит выполнение запроса на социальную справедливость.
Заместитель председателя Общественной палаты Курской области по социально-экономическому блоку Л.А.Дремова:
Предложенный законопроект предполагает отдельные изменения ставок налога на доходы физических лиц (НДФЛ), упрощенной системы налогообложения (УСН), налога на добавленную стоимость (НДС) и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Такая тема давно является актуальной.
Отметим, что предлагается установить четырехступенчатую шкалу по НДФЛ с постепенным увеличением ставки от 13% до 22%. Так, граждане, чей годовой доход не превышает 2,4 млн. руб., по-прежнему будут платить ставку в размере 13%. Для россиян с годовым доходом от 2,4 млн. до 5 млн руб. НДФЛ составит 15%, при доходах в размере от 5 млн. до 20 млн. руб. — 18%, от 20 млн. до 50 млн. руб. — 20%. Граждане, получающие доход более 50 млн. руб. НДФЛ составит 22%.
Предложенные меры законодателем предполагают прогрессивное налогообложение только для 2 млн. человек. Остальных граждан это не коснется. Отрадно, что доходы участников специальной военной операции не попадут под прогрессивный НДФЛ.
Семьям с двумя и более детьми и душевым доходом ниже полутора прожиточных минимумов предложат налоговый вычет для снижения их НДФЛ до 6%. Также предлагается ввести налоговые вычеты по НДФЛ для граждан при сдаче нормативов ГТО и ежегодной диспансеризации.
Весь пакет изменений направлен на повышение налоговой базы. При этом основной объем поступлений (1,6 трлн. рублей) государство рассчитывает получить не от граждан, а от бизнеса: налог на прибыль увеличится с 20 до 25%.
Предложенные налоговые изменения рассматриваем как позитивные. Фискальная нагрузка будет сбалансирована.
Адвокат коллегии адвокатов «Гриб, Терновцов и партнеры», управляющий партнер Курского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Общенациональный правозащитный союз «Человек и Закон», член Общественной палаты Российской Федерации, заместитель председателя Общественной палаты Курской области по экспертно-аналитическому блоку А.В.Терновцов:*
Правительство письмом от 31.05.2024 г. № ДГ-П13-16412 (за подписью Заместителя Председателя – Руководителя Аппарата Правительства Д.Григоренко) внесло в Государственную Думу законопроект о реформе налоговой системы, которая станет самой масштабной за последние годы. Меняется сама концепция и подход к налогообложению доходов физических лиц, значительно расширяется применение прогрессивного налогообложения, а также вводится целый ряд ключевых изменений, существенно изменяющих условия налогообложения бизнеса.
Данный законопроект отражает основные векторы дальнейшего развития российской налоговой системы как более справедливой и конкурентоспособной, которые были озвучены Президентом В.В.Путиным в ходе ежегодного послания Федеральному Собранию, состоявшегося 29 февраля 2024 года.
Не может не радовать то, что данный законопроект имеет выраженную социальную направленность, поскольку дополнительные поступления в бюджетную систему, которые будут обеспечены за счет повышения налоговых ставок, планируется направить на реализацию социально значимых национальных проектов и оказание помощи наиболее нуждающимся категориям населения.
Ключевым изменением, безусловно, является введение многоступенчатой прогрессии в налогообложении доходов физических лиц. Действительно, у общества давно имелся запрос на подобное изменение, поскольку оно полностью сообразуется с социальной справедливостью и представлением о том, что более обеспеченные граждане должны платить больше налогов. Так, предлагается начать повышать ставки налога, начиная с суммы месячного дохода в 200 тысяч рублей. Всего таких ставок-ступеней будет пять, от 13 до 22 процентов. При этом более высокой ставкой предлагается облагать не всю сумму дохода, а только ту ее часть, которая превышает порог, облагаемый по предыдущей ставке.
Однако в отношении доходов граждан в виде дивидендов, от операций с ценными бумагами, от продажи имущества предлагается установить более простую прогрессию, где будет всего два вида ставок: 13 процентов для суммы дохода до 2,4 млн. руб. в год и 15 для суммы, превышающей 2,4 млн. руб. в год. Это представляется не совсем справедливым. Нельзя не учитывать, что сверхдоходы наиболее обеспеченных граждан складываются в первую очередь не за счет трудовых, а за счет корпоративных доходов, доходов от операций с ценными бумагами. Поэтому в отношении таких доходов следовало бы, напротив, ввести многоступенчатую прогрессию, ослабив при этом прогрессию для трудовых доходов граждан.
Законопроектом предлагается оставить без изменения порядок обложения доходов участников СВО. Такая оговорка, безусловно, является более чем справедливой.
Другим изменением, которое нельзя не отметить, является повышение размера государственной пошлины за государственную регистрацию сделок с дорогой недвижимостью. В этом свете нельзя не подчеркнуть, что размер государственной пошлины по целому ряду государственных услуг не повышался уже несколько лет. Сюда относятся, в частности, пошлины за обращение в суд.
Полагаю, что целесообразным является рассмотрение вопроса об увеличение размера государственной пошлины за обращение суд как с заявлениями имущественного, так и неимущественного характера. Например, в данный момент при обращении в суд за оспариванием одного акта государственного органа уплачивается пошлина в размере 300 руб. для граждан и 3000 руб. для организаций.
Повышение размера такой пошлины позволит аккумулировать в бюджете дополнительные средства, которые могут быть направлены на финансирование цифровизации судебной системы (в первую очередь, системы судов общей юрисдикции). Сегодня это очень актуальный вопрос. По официальной статистике Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2023 году в суды общей юрисдикции поступило 28,4млн. гражданских дел и 2,1млн. административных дел. Необходимо обеспечить гражданам возможность быстро и легко получать всю актуальную информацию о ходе рассмотрения судебного дела в режиме удаленного доступа. Дальнейшая цифровизация судебной системы полностью сообразуется с целью цифровой трансформации социальная сферы, которая была поставлена Президентом в Указе от 07.05.2024 г. №309 о национальных целях развития на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года.
Руководитель по развитию и проектной деятельности Курского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Общенациональный правозащитный союз «Человек и Закон», председатель комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально-ориентированных НКО Общественной палаты Курской области Н.В.Непочатых:
С 2001 года у нас в стране была установлена единая шкала НДФЛ со ставкой в 13%. Она просуществовала 20 лет. В 2021 году, по инициативе Президента России, была введена двухступенчатая система. Для граждан с доходами менее 5 млн руб. в год ставка осталась без изменений — 13%, а для людей с высоким годовым доходом она выросла до 15%. Теперь на смену двум действующим ступеням придет с 2025 года пять: 13%, 15%, 18%, 20%, 22%.
Но и в предложенной пятиступенчатой системе Россия остается государством, где максимальная ставка НФДЛ не является таковой в сравнении с другими странами – даже в соседней Беларуси максимальная ставка НДФЛ больше и составляет 25%.
Важно, что повышенные ставки будут применяться не ко всему доходу, а лишь к сумме его превышения над порогами. Сохранится прежняя двухуровневая система — 13% и 15% — для дивидендов и депозитов, доходов от продажи объектов недвижимости.
И фактически, напрямую повышение НДФЛ затронет небольшую часть населения России: выбранный правительством порог для прогрессивного налогообложения в три раза превышает среднюю зарплату по стране.
Более того, данная налоговая реформа развивает и такой инструмент как налоговый «кэшбек»: для семей с двумя и более детьми, среднедушевой доход на члена семьи которых не превышает 1,5-кратного прожиточного минимума в месяц, т.е. до 53,000 рублей, если оба работают / 106,000 рублей если работает только один, будет осуществляться возврат уплаченного НДФЛ в размере 7% из 13% , т.е. ставка НДФЛ для них фактически составит 6%.
И, конечно, как представители гражданского общества, мы ожидаем и будем всячески способствовать совершенствованию механизмов налоговых вычетов и субсидий – в перспективе на следующий год процедура получения таких льгот будет автоматизирована и не потребует временных затрат на сбор документов.
Декан юридического факультета ФБГОУ ВО «Курский государственный университет», председатель комиссии по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Общественной палаты Курской области Т.Н.Ильина:
Правительством Российской Федерации подготовлен и внесен в Государственную Думу Российской Федерации проект закона по совершенствованию налоговой системы (законопроект № 639663-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Законопроектом предлагается комплексное системное изменение параметров налоговой системы в части налогообложения корпоративных и личных доходов на базе принципа справедливости и эффективности перераспределения поступлений между различными слоями населения и секторами экономики.
При анализе текст законопроекта вызывает отдельные вопросы и предложения:
- В настоящий момент лица, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость. В соответствии с текстом законопроекта лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, не будут признаваться плательщиками налога на добавленную стоимость в случае, если доход от их деятельности не превысил 60 миллионов рублей. В этой связи возникает вопрос о моменте, с которого лица смогут учитывать «входящий» НДС, в случае, если они превысили 60 миллионов рублей в обороте за календарный год. Другими словами можно ли будет применять вычеты по «входящему» НДС с начала календарного года и только с момента когда сумма превысила 60 миллионов рублей?
- В настоящий момент отдельные приграничные субъекты Российской Федерации становятся объектами атак ракетами и беспилотными летательными аппаратами со стороны Украины. При этом вред причиняется как жизни, здоровью и имуществу физических лиц, так и бизнесу. Считаем, что для реализации принципа справедливости налогообложения будет правильным при проведении налоговой реформы учесть вышеуказанный фактор. Установить особый порядок для налогообложения физических лиц и бизнеса на приграничных территориях, которые постоянно становятся объектами атаки со стороны Украины.
- В тексте законопроекта предусмотрена предельная ставка налога на доходы физических лиц в размере 15% для доходов в виде дивидендов и процентов. Для реализации принципа справедливости в налогообложении процентов и дивидендов считаем, что необходимо комплексно подходить к данному вопросу. В том числе вносить и изменения в действующие международные соглашения об избежание двойного налогообложения. С тем, чтобы налогоплательщики не имели возможности злоупотреблять, применяя не нормы законодательства о налогах и сборах, а нормы международных соглашений об избежание двойного налогообложения.
Директор Курского института кооперации (филиала) Белгородского университета кооперации, экономики и права, председатель комиссии по взаимодействию с институтами гражданского общества, общественными организациями, общественными советами при органах власти и местного самоуправления Общественной палаты Курской области Л.А.Пасечко:
Проанализировав предложение Президента Российского союза промышленников и предпринимателей Шохина А.Н. об альтернативе пятиступенчатой шкале НДФЛ, а именно о рассмотрении в качестве «компромиссного решения» по НДФЛ возможности «уменьшения количества ставок и ограничения верхней планки на уровне 18%» пришли к выводу, что данный вариант имеет множество преимуществ:
- ставок НДФЛ будет всего 3, а не 5 как предложено.
- максимальный размер ставки НДФЛ не слишком высокий -18%, а не 22%.
- высокий размер ставки НДФЛ будет способствовать увеличению % ухода с более высоким доходом в «серую зону», что крайне негативно отразится на налоговую систему и экономику страны в целом.
Председатель Курской областной общественной организации Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, председатель комиссии по социальным вопросам, здравоохранению и спорту Общественной палаты Курской области Г.А.Ветров:
Рассматривая принятые налоговые изменения прогрессивной системы налогообложения в Российской Федерации, считаю, что они соответствуют запросам нынешнего времени на социальную справедливость в обществе. Они не обременительны и дадут возможность дополнительных вливаний в бюджет страны для дальнейшего развития социальных программ в России.
Президент Курского института менеджмента, экономики и бизнеса, заместитель председателя Общественной палаты Курской области по общественно-политическому блоку Г.П.Окорокова:
Запрос на социальную справедливость означает формирование прогрессивной шкалы на взимание налогов с физических лиц. Налоги — основной инструмент перераспределения национального дохода между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.
«Перегрев» российской экономики, о котором все чаще говорят эксперты, также затрагивает данную сторону вопроса – объективное увеличение налоговой нагрузки плюс повышение учетной ставки Центрального банка.
Как известно, это наиболее часто используемые инструменты макроэкономического регулирования фискальной и монетарной политики.
Что касается изменения в налоговой системе, то хотелось бы высказать пожелание более внимательно отнестись к «компромиссному решению» по НДФЛ, предложенному главой РСПП Александром Шохиным. Речь идет об уменьшении количества ставок и ограничения верхней планки на уровне 18%. Альтернативная шкала НДФЛ, по его мнению, может выглядеть так:
• 13% — при доходах до 5 млн руб. в год;
• 15% — при доходах от 5 млн до 50 млн руб. в год;
• 18% — при доходах свыше 50 млн руб. в год.
По мнению главы РСПП, такая шкала ставок может являться разумным компромиссом для граждан, бизнеса и государства и обеспечит выполнение запроса на социальную справедливость.