19 июня в Общественной палате прошел круглый стол «Современные медиа — глобальный масштаб, национальные интересы».

Главные вопросы обсуждения — тренды и тенденции в российских медиа. Участники встречи обсудили новые коммуникационные вызовы и заострили внимание на том, как установить границы новых коммуникаций, в которых скоро будут участвовать «чайники и холодильники», так, чтобы они были понятными и доступными.

Модератор мероприятия, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Константин Комков, заявил, что цифровизация активно входит в профессиональную деятельность и повседневную личную жизнь людей, расширяются возможности коммуникации и далее нас ждет усиление этих процессов.

«Цифровизация предоставляет нам невиданные возможности, но вместе с тем и обостряет конкуренцию. Мы сегодня видим, что социальные сети, телеграм-каналы все больше и больше вытесняют традиционные СМИ», — сказал Комков.

Председатель комитета цифровых коммуникаций Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Сергей Водопетов отметил, что сегодня цифровизация приняла определенные границы, которые сильно меняют подход к этой теме: «Принята программа цифровизации до 2020 года, согласно которой огромное количество людей должны вступить в ряды пользователей интернет-пространства. И здесь остро стоит вопрос о том, насколько мы к этому готовы».

Одна из острых тем, затронутых на круглом столе, — каналы коммуникации и доставка контента. В связи с этим первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич озвучил новые проблемы, о которых журналисты сообщили в Комиссию.

Он заявил, что российские СМИ поставлены перед фактом монополии на рынке, сформированной компанией «Яндекс» посредством систем агрегации и показа новостного и информационного контента «Яндекс.Новости» и «Яндекс.Дзен».

«Пользуясь своей рыночной силой, „Яндекс“ принуждает редакции и издателей соблюдать негласные, но явные требования систем „Яндекс.Новости“ и „Яндекс.Дзен“. „Яндекс“ оказывает колоссальное влияние на число просмотров новостных и информационных материалов, а через это — на доходы СМИ от рекламы. Но проблема состоит в том, что алгоритм „смотрит“ на статьи не человеческими глазами. Робот не может оценить смысл статьи, алгоритм видит только гиперссылки. Таким образом, „Яндекс.Новости“ и „Яндекс.Дзен“ вынуждают отечественные СМИ снижать качество журналистской работы: присоединяться к топовым сюжетам вместо поиска оригинального контента, а также обновлять новость самым незначительным образом, чтобы не просто попасть в топовый сюжет, но и добиться отображения своего материала на выгодном месте», — отметил Малькевич.

Спикера поддержал заместитель председателя Союза журналистов России Алексей Вишневецкий. Собравшиеся долго дискутировали, искали выход из сложившейся ситуации, но вопрос так и остался открытым. Возможно, потребуется даже обращение в ФАС.

В ходе круглого стола вновь прозвучала проблема распространения печатной продукции. В подавляющем большинстве регионов нашей страны не выполняется норматив по количеству киосков, торгующих печатными СМИ.

Большой блок вопросов был связан с темой блогерства и распространением фейковых новостей.

Депутат Государственной Думы VII созыва, член Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин представил позицию Госдумы: «Закон о фейк ньюс пока не принят, идет горячая дискуссия. В целом же наказание коснется исключительно первоисточников фейка. Есть много вопросов по развитию социальных сетей, блогерства. Мы против радикальных решений в интернете. Был отклонен закон регистрации по паспорту. На стадии обсуждения находится вопрос легализации блогерства. Мы не спешим, мы ждем инициативы от профильных комитетов, сообществ, организаций».

По итогам круглого стола Константин Комков резюмировал, что требуется детальное изучение цифровой среды, пример с «Яндексом» показывает, что есть масса проблем, которые необходимо решать.

Комиссия ОП РФ по СМИ намерена провести ряд мероприятий по вопросам регулирования социальных сетей и интернета, в том числе планируются выездные дискуссионные площадки. Александр Малькевич проанонсировал, что во второй половине июля на площадке Совета Федерации будет обсуждаться проблема устранения цифрового неравенства и распространения обязательных телеканалов в самых дальних населенных пунктах нашей страны.

Мероприятие было инициировано Комиссией ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций и Комитетом цифровых коммуникаций Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО).

Поделитесь:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *