На онлайн-совещании с региональными общественными палатами «Час с Минэкономразвития» обсудили особенности формирования реестра НКО, которые смогут претендовать на получение государственных мер поддержки в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

По итогам встречи Президента РФ с лидерами некоммерческого сектора 30 апреля 2020 г. был разработан перечень поручений Президента Правительству РФ, где закрепили основные меры поддержки, на которые сможет претендовать некоммерческий сектор.

НКО предложена следующая помощь:

— продлены на 6 месяцев сроки уплаты налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов;

— освобождение от уплаты арендных платежей по договорам аренды федерального имущества, составляющего государственную казну РФ (в том числе земельных участков), за апрель – июнь 2020 г. в порядке, установленном для МСП;

— предоставление отсрочки оплаты аренды иного федерального недвижимого имущества на весь период действия ограничительных мер;

— предоставление субсидируемых льготных кредитов на выплату части заработной платы сотрудникам, на условиях аналогично предусмотренных МСП;

— отсрочка по представлению отчетности в Минюст России и иные органы и отсрочку проведения проверок НКО на весь период действия ограничительных мер.

(http://covid.economy.gov.ru/nko , http://xn--2020-43d4a8aipckbz1a.xn--p1ai/podderzhka-nko , http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/63337)

В перечне поручений четко обозначено, что претендовать на такие меры поддержки смогут не все НКО, а только те, кто относится к категории социально-ориентированных и c 2017 г. является получателем грантов Президента РФ (по результатам конкурсов, проведенных Фондом – оператором президентских грантов по развитию гражданского общества)/ получателем субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти/ получателем субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также исполнители общественно полезных услуг и поставщики социальных услуг.

Для реализации поручений Президента будет сформирован специальный реестр социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей рассматриваемых мер поддержки.

Особенности формирования данного реестра сегодня обсудили на совместном онлайн-совещании Общественной палаты РФ и Минэкономразвития.

Модераторами мероприятия выступили Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Общественной палаты РФ, и Татьяна Евлампиева, начальник отдела развития некоммерческого сектора экономики Минэкономразвития России.

Основной аудиторией – представители общественных палат региона и СО НКО России.

.

Как пояснили модераторы, в ближайшее время ожидается принятие ключевого документа – Постановления Правительства РФ, который законодательно закрепит уполномоченный орган, порядок ведения реестра НКО-получателей поддержки и особенности предоставления мер.

Также потребуется принятие нормативных правовых актов, вносящих изменения в федеральное законодательство и регулирующие порядок и условия предоставления заявленных Президентом мер поддержки.

Именно сформированный реестр станет отправной точкой для нормативно-правового регулирования, т.к. позволит более четко определить объем и порядок финансирования и предоставления мер поддержки.

Уполномоченным органом, ответственным за ведение реестра обозначено Министерство экономического развития.

В срок до 05 июня Министерство должно будет представить подготовленный реестр.

В реестр войдут те социально-ориентированные НКО, которые были получателями федеральных, региональных и местных субсидий за период с 2017 г. по 01 апреля 2020 г. и НКО, ставшие в обозначенный период исполнителями общественно полезных услуг и поставщиками социальных услуг.

Отмечаем, что в соответствии с положениями ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1. данного Федерального закона (социальное обслуживание, благотворительность, деятельность в области образования, науки, культуры, спорта).

Исполнители общественно полезных услуг — социально ориентированные некоммерческие организации, которые на протяжении одного года и более оказывают общественно полезные услуги надлежащего качества и включены уполномоченным органом в реестр исполнителей общественно-полезных услуг.

Возможность отнесения организации к категорий социально ориентированных устанавливается, исходя из положений ее Устава.

Сейчас Минэкономразвития собирает сведения о потенциальных участниках реестра НКО от Фонда президентских грантов, органов власти субъектов РФ, региональных Общественных палат, федеральных агентств и фондов и всех тех ведомств и министерств, которые имеют отношение к предоставлению финансирования НКО за счет бюджетных средств.

Минэкономразвития отмечает, что право на включение в реестр будут иметь только те НКО, которым было предоставлено именно финансирование, т.е. денежные средства, а не какое-либо имущество или имущественные права.

Т.е. обладатели сертификатов, получатели социального заказа тоже смогут войти в число участников реестра.

Также до настоящего времени запрета на получение помощи и включения в реестр не установлено для АНО, где учредителями являются публичные образования.

И важно, что окончательный круг участников реестра может быть расширен – Президент в перечне поручений подчеркнул, что меры поддержки (= включение в реестр) смогут получить и иные НКО: Правительству РФ поручено доработать вопрос об определении дополнительных оснований и критериев предоставления мер поддержки, в т.ч. таких как снижение более чем на 30 процентов денежных средств (включая пожертвования), получаемых этими организациями на осуществление основной уставной деятельности.

Поэтому рассматривается вопрос о включении в получателей поддержки религиозных организаций и частных образовательных учреждений.


Что касается расширения обозначенных мер поддержки, то еще не разрешен вопрос о возможности отсрочки уплаты страховых взносов для лиц, привлеченных в соответствии с договором возмездного оказания услуг. Также рассматривается вопрос о возможности предоставления субсидии по линии Федеральной налоговой службы на сохранение занятости и оплаты труда своих работников по аналогии с МСП — выплаты в размере МРОТ за апрель и май на каждого сотрудника.

Эксперты обращают внимание, что рассматриваемые меры поддержки разработаны специально для некоммерческого сектора, поэтому принцип поддержки МСП – отнесение вида деятельности к наиболее пострадавшим отраслям, здесь не действует и руководствоваться кодами ОКВЭД для включения организации, НКО, в реестр и предоставления ей помощи не следует.

При этом принятие нормативных правовых актов, устанавливающих меры поддержки – это лишь часть механизма поддержки. Только непосредственное правоприменение — практика предоставления и получения таких мер – покажет, насколько эффективны и действенны предложенные меры.

В этой связи Общественная палата РФ предлагает воспользоваться специальными общедоступными сервисами палаты – горячей линией «ВместеНКО» —https://www.oprf.ru/feedback/hotline/2633/ и ресурсом «НаКонтроле2020» http://xn--2020-43d4a8aipckbz1a.xn--p1ai/ — для обратной связи от НКО.

Эти сервисы уже показали себя как отличные помощники, т.к. благодаря их помощи и активным обращениям НКО удалось представить Президенту и Правительству необходимость специальной поддержки НКО, но и выработать четкие и действительно актуальные предложения, которые легли в основу поручения Президента.

Поделитесь:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *